Люди , , ,

Майский гром.


Бурные рок-н-ролльные времена конца 80-х давно уже канули в Лету, стали историей. Одной из ярких страниц этой истории был рок-фестиваль в Черноголовке, на котором состоялись первые для московской публики выступления будущих «героев русского рока» — групп «ДДТ», «Наутилус Помпилиус», «Ноль», «Цемент», «Вежливый отказ», «Веселые картинки», «Нате». В июне 1997 года в нашем Доме ученых прошел фестиваль, принять участие в котором помимо «молодой поросли» смогли всего три «корифея» — «Цемент», «Вежливый отказ», «Веселые картинки» — как известно, ни «Нау», ни «Ноля», ни «Нате» в прежнем виде уже фактически не существовало к тому моменту. А «ДДТ» не смогли приехать, ибо только-только успешно провели свой собственный фестиваль в родном Питере.

С тех пор мысль о концерте «ДДТ» не покидала умы местных рок-деятелей. Что ж, как говорится, если долго мучиться, то… Как непосредственный свидетель, могу отметить, что организаторами была проделана просто титаническая работа — куча звонков, переговоров, неоднократные приезды на студию «ДДТ» в Питер — и вот, наконец, 7 мая «чудо» все-таки свершилось, и на сцену Дома ученых вышла группа «ДДТ».

Надо сказать, что встреча была организована на высочайшем уровне. В фойе Дома ученых были вывешены рисунки учеников 82-й школы, созданные по мотивам песен Шевчука. Каждому автору растроганный таким вниманием музыкант подарил майки с эмблемой концерта, специально выпущенные организаторами, и свой новый диск «Пропавший без вести», правда, заметив при этом, что пластинка, конечно, не очень детская… Ну а далее культурная программа пребывания Юрия Шевчука в Черноголовке продолжилась, в прямом смысле слова, «в местах не столь отдаленных» — в местном отделении милиции, где в «обезьяннике» была торжественно открыта табличка, напоминающая о предыдущем, не столь радостном визите рок-героя в это заведение. Забавно, как же все изменилось за 18 лет! Лицезреть торжественное событие сбежался весь личный состав во главе с начальником отделения, а бывший «арестант» раздавал автографы направо и налево и фотографировался с «наследниками» тех, кто его когда-то винтил. Коротенький комментарий ко всему этому удалось получить у самого Юры: «Честно говоря, я плохо помню, как мы выступали тогда, в 87-м, но раз люди помнят до сих пор — значит, было хорошо, наверное… Был замечательный фестиваль, один из первых в стране, многие ребята там играли впервые, еще малоизвестные в стране. Это уже настоящая история! История духа, история рок-н-ролла в нашей стране… Духа этого было настолько много, что он не умещался у нас даже в рамки закона — ну и попали мы с Андреем Васильевым (в 87 году — гитаристом группы) в отделение милиции, переночевали там… Они решили там табличку повесить на стенке — мол, здесь был Юрий Юлианович. Ну а почему бы нет? Ничто человеческое мне, как и Карлу Марксу, не чуждо!»

Как мне показалось, тот «рок-н-ролльный дух» (в хорошем смысле) в полной мере присутствовал и на концерте. В небольшой зал набилось огромное количество народу — многие приехали из Москвы, а большая часть даже не смогла попасть в зал и была вынуждена слушать это все на улице по радиотрансляции. На почетных местах в первом ряду, в новеньких майках сидели юные художники, приглашенные лично Шевчуком. Все проходы были забиты молодежью, хотя концерт был посвящен Дню Победы и заявлен как акустический. И действительно, начавшись с забойных хитов типа «Дождя» и «Осени», концерт был продолжен замечательной инструментальной обработкой «Темной ночи» с вкраплениями Шостаковича, «Старинной солдатской песней» Булата Окуджавы, приджазованным вариантом любимой песни шевчуковского отца «Эх, дороги» и его собственными военными произведениями «Капитан Колесников», «Господь нас уважает», «Закопали штыки», «Просвистела», «Песня о людях героических профессий». Ну и, конечно же, прозвучали «Ветер», «Хиппаны» с неизменным соло Дяди Миши, «Потолок», «Мама, это рок-н-ролл» и совсем уже неожиданная в этой программе «Ночь Людмила».

«Я, может быть, немножко поразмышлял, что играть сначала, — пояснил внесенные в программу изменения Шевчук, — а потом понял, что нужно играть что-то более разухабистое и веселое, более соответствующее этим глазам, летающим в зале! Глядя на стоящих и танцующих в проходах и вдоль стен людей, как-то стало неудобно продолжать мучить их своим «шептанием»…»

С первой песни зал пел вместе с Шевчуком. Оказывается, мамы и папы, учителя и научные сотрудники знают слова не хуже своих детей, студентов и школьников. Юрий Шевчук не выходит из моды. Хотя, наверное, правильнее сказать, что он давно перерос понятие моды. «Сейчас я похож на того волка, который лежит в чепчике бабушки, а к нему пришла Красная шапочка (молодежь), — рассказывает Шевчук о новом альбоме «Пропавший без вести», выпущенном незадолго до концерта в Черноголовке. «Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие уши?» — «А для того, чтобы тебя лучше слышать. Сегодня мы действительно стали зорче видеть и лучше слышать. Но те средства, которыми я владею, уже не удовлетворяют нюансированности восприятия. Значит — надо как-то расти, развиваться. Это и есть зрелость. Зрелость — это когда ты одну строчку шлифуешь неделю. А юность — когда за неделю пишешь альбом».

Финал был вполне ожидаем (с момента 300-летия города на Неве): «Ленинград», с замечательными и очень подходящими по смыслу в тот момент словами про весну, и неизменная «Это все», припев которой можно смело адресовать ребятам-организаторам концерта — Борису Ечмаеву, Николаю Топникову, Михаилу Меркулову, Владимиру Соловьеву и Анатолию Громову, концерта, который стал действительно знаменательным событием не только в жизни Черноголовки, но и всего московского региона, учитывая перенос на неопределенный срок празднования 25-летнего юбилея ДДT в Москве. Праздничный же тур коллектива начинается уже в июне, и его маршруты пока весьма далеки от столичных залов — Самара, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург и, наконец, грандиозное шоу в Санкт-Петербурге, которое намечено на 24 июня.

Алена Вислякова
Фотографии: Алекс Федечко-Мацкевич, Максим Большаков